Sayt test rejimida ishlamoqda / Сайт тест режмида ишламоқда / The site is running in test mode / Сайт работает в тестовом режиме
TelegramTwitterphoneInstagramYouTubeFacebook
Пробелы в правовом регулировании деятельности региональных омбудсменов
В апреле 2015 года Федеральным законом № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» впервые на федеральном уровне были определены основы статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. В частности, определены основные требования к кандидатурам на должность регионального омбудсмена, ограничения и запреты при осуществлении им полномочий. Так, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Кроме того, определен круг должностных лиц и органов власти, которые вправе вносить в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации предложения по кандидатурам на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Установлено, что до рассмотрения кандидатуры законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации согласовывает ее с федеральным уполномоченным по правам человека.

В случае несоблюдения уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации установленных законом требований, ограничений и запретов его полномочия могут быть прекращены досрочно. При этом законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации предварительно проводит консультации с федеральным уполномоченным по правам человека.

Безусловно, принятие указанного закона  решило ряд проблем, например, в части возможности обращения граждан к региональному уполномоченному с жалобой на действия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Перечень таких органов определен Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г.  № 636, в частности, речь идет о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и т.д. Так, при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) указанных государственных органов уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и организации; запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных территориальных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб; проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

Категории новостей